![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа развития ОУ
1. Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. Нормативная база для разработки программы развития школы1. Конвенция о правах ребенка. 2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 3. Закон РФ «Об образовании». 4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. 5. Образование: сокрытое сокровище. Доклад международной комиссии по образованию для 21 века, представленный ЮНЕСКО. – Париж. – 1997) Цель программыСоздание условий для эффективного развития школы в ходе осуществления модернизации образования. Основные задачи программы1. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования. 2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы с одной стороны, развитие способностей к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде с другой. 3. Укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения ее эффективного развития. Сроки реализации программы: с сентября 2006 года по июнь 2009 года. Этапы реализации программы 1. Ориентировочный (2006-07 гг.) Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования. 2. Основной этап (2007-2008 гг.) Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. 3. Обобщающий (2008-2009 гг.) Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы. Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы. Управление программой Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и его заместителями
2.Информационная справка о школе. Год основания школы – 9 октября 1904 года. В 1939 году школа была преобразована в среднюю. В 1941 году был первый выпуск учащихся получивших среднее образование. Новое здание школы сдано в ноябре 1974 года. Вся история школы от её создания до сегодняшних дней запечатлена в материалах нашего музея. Учредители школы: администрация МР «Износковский район» (учредительный договор подписан 28.01.98 г. №11). Школа располагается в типовом трехэтажном здании, рассчитанном на 640 мест. В школе имеется 20 учебных кабинетов, спортзал, библиотека ( 13780 экземпляров книг, 7500 экземпляров учебников, 1 компьютер) , столовая, мастерские, кабинет обслуживающего труда, компьютерный класс (26 компьютеров), демонстрационный класс, класс для активного отдыха учащихся начальных классов, пришкольный учебно-опытный участок (площадь 0,7 га), школьный историко-краеведческий музей (зарегистрирован 24.10.2006 г., свидетельство №11.141). Техническое состояние школы – удовлетворительное. Количество учащихся получивших образование другим способом: экстернат – 2 человека, домашнее обучение (по состоянию здоровья) – 2 человека. Количество учащихся основной школы не получивших образования за последние пять лет – 1 человек. Количество учащихся поступивших в 10 класс за последние три года:
Внеурочная деятельность и организация дополнительного образования. Главной задачей дополнительного образования является создание условий для развития творческого потенциала учащихся и их самореализации. При организации дополнительного образования упор делается на личностную ориентацию содержания работы с детьми на основе интересов, способностей, творческого сотрудничества детей, педагогов и родителей. Дополнительное образование организовано за счет кружков, поэтому все услуги бесплатные . В школе функционируют 14 кружков: - «Пресс-центр» - «Основы православной культуры» (смотри приложение № 1) - «Этика и психология семейной жизни» - «Учимся говорить по-английски» 3-4 классы - «Цветоводство» - «Занимательная математика» - «Занимательная физика» - «Роспись по дереву» - «Узоры России» - рисование - «Умелые руки» - вязание на спицах - «Костюмы народов России» - изготовление костюмов для оформления экспозиции в школьном музее - «Хоровая студия» - «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку» - «Готовимся к ЕГЭ по математике» Четыре спортивные секции: - «ФУТБОЛ», «ВОЛЕЙБОЛ», «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС», «ЛФК» 97 % детей посещают кружки и секции. С 1997 года работает школьное лесничество (План работы см. приложение № 2). В 2006 году школьное лесничество «Дружба» стало победителем областного смотра-конкурса школьных лесничеств в номинации «Эколого-просветительская работа». С 1997 года в школе действует детская пионерская организация «СМИД», которая входит в состав областной детской общественной организации «Союз пионерских, детских организаций» (смотри приложение № 3 ). Учащиеся и родители довольны уровнем организации дополнительного образования организованного на базе школы (данные опросов, анкетирование).
Школа включает в себя три ступени обучения. Первая ступень обучения – начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся – 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста. Второй и третий класс обучаются по программе А.Ф. Малышевского, она основана на культурно историческом подходе к обучению и направлена на сохранение здоровья детей. Во всех классах используется технология обучения на основе двигательной активности, разработанная В.Ф. Базарным. Начальная школа обеспечивает развитие обучающихся и содействует полному раскрытию природного потенциала у детей. Учитывая личностные особенности, склонности, способности, а также овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами творческого мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основам личной гигиены и здорового образа жизни. Даются элементы теоретического социокультурного и этнокультурного мышления. Вторая ступень обучения – основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Она обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности, её склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Воспитание на образцах отечественной и мировой культуры; она закладывает основы общего и этнокультурного образования, как условия становления личности определенного этноса; она является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального. В 9-х классах организована предпрофильная подготовка, ведутся элективные курсы. Третья ступень обучения – старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Завершающий этап общеобразовательной и этнокультурной подготовки, обеспечивающий школьникам общее среднее образование, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей , формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, выбора учащимися дополнительных предметов, способствующих реализации их интересов и свободной ориентации в современном мире, самоопределению личности и способности к принятию ответственных самостоятельных решений. Здесь предметы этнокультурного компонента находят свое завершение в системе непрерывности, формируют мировоззрение, устойчивые профессиональные интересы, способность к свободной ориентации в обществе, толерантность. В 10-11 классах созданы подвижные и относительно гомогенные группы учащихся для углубленного изучения предметов (физико-математическая, гуманитарная и профессиональная). Введены элективные курсы. Школа работает в режиме пятидневки. Продолжительность урока – 40 минут. Перемены: три по 15 минут, три по 10 минут. Вторая половина дня, суббота – работа кружков, секций, факультативов, общешкольных творческих дел и дела классов.
Обеспечение условий безопасности. В школе созданы условия, обеспечивающие безопасное пребывание детей. Не наблюдалось случаев травматизма детей во время пребывания в школе и случаев пищевых отравлений в школьной столовой за последние пять лет. Чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, не было. В начале каждого учебного года издается приказ по школе о мерах по охране труда и соблюдению правил техники безопасности в учреждении с назначением лиц, ответственных за организацию безопасных условий работы и учебы, приказ о противопожарной безопасности с назначением лиц, ответственных за эту работу. Своевременно проводятся вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте. Во всех кабинетах имеются инструкции по ОТ и ТБ, утвержденные директором школы и профсоюзным комитетом. Есть в наличии полностью укомплектованные аптечки первой медицинской помощи. На уроках ОБЖ, биологии, физкультуры, классных часах изучаются правила безопасного поведения учащихся и оказания первой доврачебной помощи. Перед экскурсиями, поездками и походами издаются приказы и назначаются ответственные за жизнь и здоровье детей. Школа трехэтажная, на каждом этаже имеется план эвакуации детей в случае возникновения пожара. Тренировочные эвакуационные занятия проводятся 1-2 раза в месяц. В целях успешного претворения в жизнь программы Минобразования России «Безопасность образовательного учреждения», в соответствии с концепцией национальной безопасности России, направленной на обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой деятельности от возможных чрезвычайных опасностей и террористических актов, на базе нашей школы был проведен районный семинар «Безопасность образовательного учреждения». Начиная с сентября 2006 года, школа работает по программе «Школа здоровья», которая была утверждена педсоветом протокол №1 от 30 августа 2006 года (см. приложение № 5). С 1 сентября 2006 года в школе начала работу группа предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Характеристика педагогического коллектива. Всего педагогов в школе – 31. По уровню образования:
По стажу работы:
По квалификационным категориям:
Возраст педагогов: до 30 лет – 3 чел. от 31 до 40 лет – 11 чел. от 41 до 50 лет - 12 чел. от 51 до 60 лет - 2 чел. свыше 60 лет - 3 чел. Один учитель имеет звание «Заслуженный учитель РФ», отраслевые награды «Отличник просвещения РСФСР» и «Почетный работник общего образования РФ» имеют 9 человек. Кадрами школа обеспечена. Вакансия: психолог.
Характеристика учащихся и их семей. В школе обучается 233 учащихся, объединенных в 16 класс-комплектов. Образовательный процесс осуществляется в одну смену. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО СТУПЕНЯМ ОБУЧЕНИЯ
Школа находится в районном центре с. Износки. Жилой фонд микрорайона школы представлен преимущественно частным сектором и двухэтажными домами. Социальный состав родителей довольно разнообразен: -служащие – 51 %; -безработные – 9,5%; -предприниматели – 4,1 %; -рабочие – 32,1%; -пенсионеры – 3,2%. В школе всего 200 семей, из них многодетных семей –21 (10,5%), неблагополучных – 9 (4,5%) семей, малообеспеченных –18(9%) семей, 9(4,5%) семей беженцев и переселенцев, 7 детей находятся под опекой, неполных семей – 59. Количество детей группы «риска» - , состоящих на учете в ИДН нет. Дети из многодетных и малообеспеченных семей получают бесплатное питание за счет муниципального бюджета. В школе обучаются дети следующих национальностей: русские-180, украинцы- 23, армяне-3, татары-3, чуваши-4, молдаване-2,дагестанцы-8, белорусы-2, узбеки-2, кабардинцы-2, туркмены-1, осетинцы-1, литовцы-1, ингуши-1. Национальный состав школы довольно разнообразный, но конфликтов на этой почве среди детей нет. В селе есть дом культуры, библиотека, спортивный клуб «Олимп», школа искусств. Возможности этих культурных центров школа использует в организации внеклассной и внешкольной работы. Таким образом, воспитательная система школы ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, предметно-эстетической и природной среды. Особенности учебно-воспитательного процесса. Главным отличительным признаком учебно-воспитательного процесса школы с этнокультурным (русским) компонентом образования, работающей в режиме школы «Здоровье» является иное содержание образования, в котором наиболее полно представлено все богатство национальной культуры, уклад жизни народов, его традиции, социальные нормы поведения, духовные основы и ценности. Главное место в содержании учебного процесса занимают предметы, которые помогают в выборе и реализации определенных этнокультурных интересов и запросов ученика как представителя русской культуры и традиции. В школе разработана перспективная программа организации учебно воспитательной работы с этнокомпонентом (смотри приложение № 6). Русский язык имеет равные права среди языков народов РФ на сохранение и развитие. Но он является и основным средством межнационального общения народов РФ в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями, и имеет статус государственного языка на всей территории РФ. С помощью языка русский народ усваивает и развивает социо-культурный опыт, трудовые навыки, знания, ценности, накапливаемые от поколения к поколению. На уроки русского языка выделено в учебном плане большее число часов и введен курс «Литературное краеведение» в 8 классе. Также в содержание программы в 5-х классах введен раздел «Фольклор Калужской области». Важно для ученика и образное восприятие мира, выражающееся в искусствах: музыки, изобразительном и прикладном искусствах, возникших на русской народной почве и отражающих их характер. В программу начальных классов по изобразительному искусству и технологии введен раздел «Прикладное искусство народов России»(смотри приложение № 7), в программу по музыке введен раздел «Фольклор». Нужно знание и происхождение своего народа, его истории, мировоззрении, об исконно русских представлениях о мире человека, основных трудовых занятиях. Важно знание обычаев, обрядов, истории религии, морально-этических норм и традиции народного воспитания. Знания природы своей страны, ее ландшафта, которые тоже влияют на формирование духовного мира личности, глубоко запечатлеваясь в эпосе, верованиях, дадут география, краеведение, история. В учебный план введены курсы «Историческое краеведение» - 6-е классы, «Географическое краеведение» - 7-е классы. В 10-х классах ведутся элективные курсы «История мировых религий и МХК», «Этика саморазвития», «Литература Калужского края», в начальных классах ведется кружок «Основы православной культуры». Названные предметы и области знаний концентрируются в учебном плане и предметных программах как самостоятельные и как интегрированные курсы, как основного, так и дополнительного компонентов учебного плана с применением широкого спектра современных педагогических технологий. Включенность личности в современные мировые общецивилизованные процессы проходят через наиболее универсальные общечеловеческие знания глобальных изменений в жизни мирового сообщества. Они передают способы международного сотрудничества. Это правоведение, экономика, история мировых цивилизаций, информативные технологии и др. Эти предметы включены в учебный план гуманитарной группы 10 класса. Это элементы культуры, освоение которых способно поставить личность вровень с современностью и уровнем развития всего мирового сообщества людей. В школе создана целостная блоковая воспитательная система (смотри приложение № 8 ). Под каждый блок разработана своя программа: - «Комплексные формы»; - «Защитник Отечества»; - «Здоровье и спорт»; - «Школьный музей». В блоке «Комплексные формы» задействованы дети из всех возрастных групп. Сюда включено проведение всех традиционных школьных праздников, фестивалей и смотров. В основном они проходят под девизом «Мы такие разные, но планета у нас одна». Можно отметить такие общешкольные мероприятия, которые особенно запомнились детям, учителям и родителям: «Осенняя ярмарка» (смотри приложение №9), Новогодний праздник, «Масленица» (сотри приложение № 10), смотр строя и песни посвященный Дню защитника Отечества. В этих мероприятиях принимали активное участие не только дети и учителя, но и родители. В блоке «Школьный музей» решаются такие цели: развитие у детей потребности в познании культурно-исторических ценностей; утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических взглядов и убеждений; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям и обычаям родного края и народов, проживающих на его территории (перспективный план работы этнографического отдела школьного музея смотри приложение № 11); привлечение детей к работе по возрождению и сохранению культурных ценностей. Поддерживается порядок в скверах и парках где захоронены воины, погибшие во время войны на территории Износковского района. Блок «Здоровье и спорт» включает в себя организацию и проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта; встреч с ветеранами войны, бывшими военнослужащими и выпускниками школы, поступившими в военные училища; проведение игры «Зарница» и «Орленок», участие в районных и областных играх и соревнованиях. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления. Совет старшеклассников состоит из учащихся 9-10 классов. Свою организацию дети назвали «Зеркало» (смотри приложение № 12). С 2003 года в школе работает пионерская организация «Союз мальчиков и девочек» («СМИД»). В организацию входят учащиеся 5-8 классов. Организация имеет свою программу, атрибутику, символы, девиз . В школе есть детский пресс-центр, который ежемесячно выпускает школьную газету «ЗВОНОК» (смотри приложение № 13). Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых воздействует на процесс развития личности ребенка.
Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного пространства школы предполагает: -корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин; -изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе; -ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «семья», «красота», «добро», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания; -создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы. Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы. Таким образом, в нашей школе формируется образовательная среда. Многое в ней зависит от интересов и запросов семьи, как этнокультурной ячейки общества. Семейное воспитание и его направленность на трансляцию культурных традиций, их сохранение и развитие во многом влияют на формирование социального и этнокультурного заказа школе. Но эта связь должна иметь и обратное действие, когда школа будет привносить в семью приоритеты и ценности этнокультурного образования. В этом тоже одна из необходимых функций образовательной среды. Пока созданные школой зоны культурного общения на станут повседневной жизненной практикой, школа должна занять самую активную позицию в возрождении культуры семьи, традиций народов. Изменение содержания образования, ведение новых курсов и дисциплин, определение направлений инновационной деятельности в адаптивной образовательной среде школы мы строим с учетом информации о потребностях и запросах учащихся, состояния их здоровья, не допускаем перегрузки учащихся. Параллельно с учебным, строится и воспитательный процесс, где те же цели и задачи, та же социо и культурная среда, та же профильность образования, но проходящая через воспитательные аспекты работы школы. Здесь подключается в большей мере семья, общественность, микросоциум. Внешние связи школы. Наша школа является опорной для всех школ района. На ее базе регулярно проводятся семинары для директоров, заместителей директоров и учителей, проводятся районные олимпиады по всем предметам. Руководителями районных методических объединений учителей являются учителя нашей школы. В этом году школа была инициатором проведения районного фестиваля под девизом « Мы такие разные, но планета у нас одна» (смотри приложение № 14 ). Учителя нашей школы дали открытые уроки для учителей района, где был использован этнокультурный компонент (смотри приложение № 15). Каждая школа района подготовила экспозицию по стране, которую она представляла на фестивале, а также приняла участие в концерте с песнями и танцами своей страны, который проходил в районном доме культуры.
Характеристика материальной базы школы. Образовательный процесс осуществляется в одном учебном корпусе. В школе имеется стадион, спортивный зал, спортивный комплекс, кабинет для активного отдыха детей начальной школы, столовая, пришкольный участок, библиотека (план работы смотри приложение №16), кабинет информатики («Программа информатизации», смотри приложение №17 ), медицинский кабинет, школьный историко-краеведческий музей. В последние три года школа значительно расширила свою материально-техническую базу. Была произведена полная замена кровли здания, приобретена новая мебель почти во все классы, закуплены новые компьютеры для предметных кабинетов и библиотеки, приобретено новое оборудование, приборы и наглядные пособия для кабинета химии и биологии, закуплены телевизоры и видеотехника. В школе нет актового зала, и это осложняет проведение массовых мероприятий, так как их приходится проводить в столовой или в спортзале. Основные достижения школы. (смотри приложение № 18) Износковская средняя общеобразовательная школа: - дипломант областного конкурса «Лучшие школы Калужской области – 2006»; - денежная премия за участие в конкурсе образовательных учреждений активно внедряющих инновационные технологии в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»; - победитель областного смотра-конкурса школьных лесничеств в номинации «Эколго-просветительская деятельность»; - победитель в областной выставке «Юннат – 2006» в номинации «Оригинальная композиция»; - учитель математики Ермаченкова Т.В. вошла в десятку лучших учителей на областном конкурсе «Учитель года – 2006» и вошла в число победителей в конкурсе «Лучшие учителя России»; - директор школы Полякова А.Ф. дипломант в номинации «Лидеры общего образования» в конкурсе «Лидер в образовании – 2006»; - участие в конкурсе «Воспитательные системы образовательных учреждений Калужской области»; - грамота за активное участие в акции «Букет для победителя» в рамках Всероссийского историко-экологического марафона «Зеленая планета», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне; - диплом за большой вклад в организацию физкультурно-массовых и спортивных мероприятий в рамках «Недели здоровья» в Калужской области; - благодарность школьному лесничеству «Дружба» за участие в областном смотре-конкурсе школьных лесничеств; - 2 место в викторине «100 вопросов – 100 ответов» областного финала военно-спортивной игры «ОРЛЕНОК»; - почетная грамота за организацию и проведение районного культурно-этнографического фестиваля «Мы такие разные, но земля у нас одна»; - почетная грамота за 1 место в районном слете туристов-краеведов; - принимаем участие в областном конкурсе «Самый классный классный»; -диплом лауреата областного конкурса школьных хоров в пятом региональном космическом фестивале обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Калужской области. За последние пять лет школа выпустила 27 медалистов. В прошлом году 61 % выпускников стали студентами ВУЗОв.
3.Анализ результатов образовательного процесса, основных способов их достижения и проблемы школы.
За время своего существования школа завоевала значительный авторитет среди населения села и района. В нее с удовольствием приходят дети из других школ. Кроме того, четырнадцать педагогов являются выпускниками школы разных лет, что может свидетельствовать о позитивном отношении учащихся к своему образовательному учреждению. Для школы характерно высокое качество образования учащихся. Школа выполняет действующий образовательный стандарт. Об этом говорят результаты итоговой аттестации учащихся. Результаты итоговой аттестации учащихся школы за последние четыре года (в %).
Результаты ЕГЭ за последние три года (средний балл):
Степень обученности учащихся за последние три года сохраняется на допустимом и высоком уровнях, составляя по классам от 62% до 87%. Количество отличников составляет 10-13 % от общего числа учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5» от 40 до 49 %. Следует отметить, что число отличников и хорошистов за последние три года увеличивается, а число не переведенных в следующий класс уменьшается. Это видно из таблицы (цифры даны в %):
За последние годы увеличилось число детей поступивших в высшие учебные заведения . Статистика поступления показана в таблице:
В прошлом учебном году с золотой медалью закончил 1 человек, с серебряной – 5 человек, все они поступили в ВУЗы г. Калуги, г. Смоленска и г. Москвы на бюджетной основе. За последние пять лет 2 выпускника получили золотую медаль «За особые успехи в учении» и 12 детей получили серебряную. Всего медалистов за время существования школы – 59. Качество образования учащихся позволяет школе лидировать среди школ района по результатам районных туров предметных олимпиад.
Из таблицы видно, что особенно в 2006 году дети успешно выступили на районных предметных олимпиадах и были участниками областного тура. Призеров областных олимпиад пока что нет, но в этом направлении мы продолжим работу с одаренными детьми. Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования и поисками новых форм организации образовательного процесса. Второй и третий класс работают по программе А.Ф. Малышевского основанной на культурно историческом подходе. Со второго класса в учебный план включены уроки информатики. Все учителя начальных классов прошли курсы по информатике на базе Юхновского ММЦ. В 3 и 4 классах введен 1 час факультатива по английскому языку. В учебный план иностранный язык пока не введен, потому что учителя начальных классов не владеют иностранным языком, а учитель иностранного языка только в этом году начал посещать курсы подготовки для ведения языка в начальных классах. В программу по ИЗО и технологии введены разделы, изучающие народные промыслы России. Все учителя начальных классов используют технологию В.Ф. Базарного, основанную на двигательной активности детей. Для этого школой полностью приобретена соответствующая мебель для всех классов начальной школы и многое сделано руками учителей и родителей. Учителями среднего и старшего звена разработаны программы следующих элективных курсов. 9 класс. - «Твоя будущая профессия»; - «История денег в России»; - «Модуль»; - «Уроки древней литературы»; - «Давайте похимичим»; - «Практическая география»; - «Основы правоведения». - «Учусь общаться»; - «Квадратный трехчлен»; - «Физика и экология»; - «Технология создания сайтов». 10 класс - «Методология решения задач по физике»; - «Современная экономика»; - «Логические основы математики»; - «История России в лицах»; - «Литература Калужского края»; - «Древние религии и МХК»; - «Этика саморазвития». Также учителями нашей школы разработаны программы курса «Краеведение» (смотри приложение № 19): - «Историческое краеведение» 6 класс. Автор – Колоскова Г.И. - «Географическое краеведение» 7 класс. Автор – Кальенко Г.В. - «Литературное краеведение» 8 класс. Автор – Бахвалова А.А. Событийный подход, положенный в основу развития системы личностных отношений участников образовательного процесса, позволил наполнить жизнь школьников яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей посредством традиций-событий. К таким традициям следует отнести предметные недели, праздник посвящения в первоклассники, День учителя, смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества, праздник последнего звонка, осеннюю ярмарку, широкую масленицу, конференции по различным проблемам, фестивали, выпускные вечера. Учебно-воспитательная работа школы широко освещается в районной газете «РАССВЕТ», в областной газете «Вести» и других СМИ (смотри приложение № 20).
Основные способы достижения результатов образовательного процесса. На протяжении ряда лет в школе реализовывалась комплексно-целевая программа освоения модульной технологии организации образовательного процесса. В 2003 году на базе нашей школы прошел межрайонный семинар по теме: «Использование модульной педагогической технологии на уроках». В настоящее время она стала ведущей педагогической технологией, используемой учителями школы. Однако коллектив ставит перед собой задачу дальнейшей разработки и освоения развивающих технологий обучения. В связи с этим учителя школы внедряют в практику работы методику организации учебного и научного исследования в среднем и старшем звене школы (история ремесел нашего края, искусств). Так же осваиваются и используются технологии проблемного, проектного и игрового обучения. Все это расширяет возможности учащихся по самостоятельному поиску и использованию информации, придает образовательному процессу диалоговый характер. Использование этих технологий позволило расширить диапазон результатов образования. К наиболее значимым из них следует отнести: -повышение уверенности учащихся в собственных силах; -более качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей; -усиление у школьников мотивации на успешную учебную деятельность; -повышение умения адекватно оценивать себя; -развитие «командного духа» и «чувства локтя», коммуникабельности, умения сотрудничать с разными людьми; - обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умения искать путь решения поставленной задачи; - развитие исследовательских способностей; - развитие умения мыслить абстрактно.
Коллектив школы делает определенные шаги в освоении информационно-коммунмкационных технологий. Первичные навыки работы на компьютере получили 90 % учителей. Кроме этого 50% учителей прошли курсовую подготовку на базе Юхновского ММЦ. Приобретены компьютеры для учителей начальных классов, в кабинеты географии, литературы, истории, физики. Используют в своей работе обучающие программы по предметам и программы-тренажеры 50 % учителей. В настоящее время школа работает над созданием концепции поликультурного образования в школе. Целью данной работы является разработка и реализация этой концепции. В последнее десятилетие в ряде документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы приоритетной задачей названа подготовка молодежи к жизни в полиэтническом пространстве. Поэтому одной из важнейших функций современной школы является задача научить жить людей вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов (народов) в сознательную солидарность. В этих целях образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком своих корней и определению места, которое он занимает в своем Отечестве и в мире и, с другой – прививать ему уважение к другим культурам. На методических семинарах учителей, заседаниях педагогического и методического советов, методических объединениях учителей происходит обсуждение и анализ литературы по этой теме, так же изучается практический опыт образовательных учреждений России. В данный момент коллектив школы работает над: - постепенным наполнением учебного и воспитательного процессов поликультурным содержанием, направленным на обогащение знаний учащихся, их познавательного и творческого потенциала; - организацией в школе творческих групп и мастер-классов учителей, реализующих на своих уроках поликультурный подход; - наполнением этническим материалом школьного музея; - формированием у школьников представлений о многообразии культур в России и мире; - развитием интереса к русским национальным промыслам; - развитием умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур; - воспитанием учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения; - воспитанием уважения к истории и культуре других народов; - формированием навыков и умений через систему дополнительных занятий, кружков, секций, способствующих развитию разносторонней развитой личности, уважающей историю, традиции и культурные ценности своей страны; - стимулированием способностей учащихся к личностному культурному самоопределению. Для подведения итогов проделанной работы планируем, в апреле 2007 года провести научно-практическую конференцию по теме «Человек есть пересечение многих культур». На третьей ступени обучения уже четвертый год применяем уровневую дифференциацию путем деления учащихся на подвижные и относительно гомогенные группы для углубленного изучения какого-либо предмета (смотри приложение № 21 учебный план). Эта методика может быть применена при наличии в школе, как нескольких параллельных классов, так и в однокомплектной. Логика построения организации учебно-воспитательного процесса по предлагаемой методике состоит, прежде всего, в том, чтобы разъяснить родителям, учителям и учащимся сущность и преимущество этой методики. Особенность такого построения учебно-воспитательного процесса заключается в следующем: из общей максимальной нагрузки в10 или 11 классах (33 часа), учащиеся своим классом «а» или «б» занимаются вместе определенное количество часов (допустим – 12). Это в основном уроки физкультуры, технологии и те, которые дети не выбрали для углубленного изучения. А на уроках по предметам, на которые выделяются дополнительные часы, дети занимаются группами соответственно их интересам. Для занятий в группах выделяются дополнительные часы из вариативной части Базисного плана. Таким образом, маневрируя часами в пределах допустимого федеральным Базисным планом, можно разработать оптимальный вариант учебного плана для профильного обучения в сельской школе. Такой план мы и разработали. Учащиеся 10 классов с учетом их желания и интереса к определенным предметам, а также с согласия родителей были определены в три группы: гуманитарная, физико-математическая и группа профессиональной подготовки. При составлении учебного плана для 10-11 классов, вариативные часы распределялись для занятий в группах по принципу: гуманитарной группе больше часов отводится на изучение языков и литературы, и меньше на изучение физики и математики (но не меньше, чем предусмотрено базисным планом), физико-математической на изучение физики, математики и информатики, профессиональной группе - на уроки технологии. Это альтернатива профильного обучения для малокомплектных школ. Состояние здоровья учеников ключевой показатель эффективности образовательной программы школы. Отсутствие отрицательной динамики по этому показателю определяет и обуславливает результативность целостного образовательного процесса. В таблице показано распределение детей по группам здоровья за последние четыре года:
Для того чтобы улучшить состояние здоровья учеников, мы объединяем усилия педагогов, врачей и родителей. В школе разработана программа «Здоровье». Основной частью программы стали уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, часы и дни здоровья, ежедневная физзарядка перед уроками, физкультминутки, обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях, улучшение медицинского обслуживания детей, пропаганда здорового образа жизни, обеспечение всех учащихся горячим питанием и формирование стойкого убеждения в личной ответственности за состояние здоровья.
4. Концепция развития школы. Миссия школы. При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т. е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетными. Мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы. Ориентир, который определяет развитие нашей школы: формирование духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, ориентированной на высокие нравственные и гражданские ценности, подготовка молодежи к жизни в полиэтническом пространстве.
Приоритетные направления реализации программы.1. Обновление образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий). Цель: совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях многонационального и полиэтнического общества. 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса. Цель: достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства. Цель: интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющую учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению. 4. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Цель: обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
5. Основные мероприятия по реализации программы развития школы.
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса.
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.
3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства.
4.Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Перечисленные мероприятия подлежат корректировке в зависимости от результатов, получаемых в ходе реализации программы развития школы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |